+375 44 723-50-37
+375 29 508-23-45
+375 29 649-90-95

Новое законодательство о принудительном исполнении заработает в мае 2017 года

С мая будущего года в Беларуси заработает новое законодательство о принудительном исполнении: законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве» от 24 октября 2016 г. вступают в силу 13 и 16 мая 2017 г. соответственно. Заместитель Министра юстиции Андрей Авдеев на прошедшем недавно форуме корпоративных юристов рассказал, какие именно изменения запланированы в законодательстве.
«Принцип повышения эффективности принудительного исполнения неразрывно связан с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства, – сказал он. – Законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях» будут способствовать эффективности исполнения, а также расширению компетенции органов принудительного исполнения».
В новом Законе «Об исполнительном производстве» – первом законодательном акте в республике, регламентирующем порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебных исполнителей, – разъяснены основные термины, сфера деятельности, задачи, принципы работы исполнительного производства, полномочия судебных исполнителей, включен перечень исполнительных документов и предъявляемых к ним требований.
Права и обязанности сторон
В частности, определены понятия добровольного и принудительного исполнения, унифицированы отдельные исполнительные документы, определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, их права и обязанности, порядок их извещения и вызова, сроки в исполнительном производстве, основание, порядок возбуждения, приостановления, прекращения, окончания исполнительного производства, порядок совершения исполнительных действий и обжалования действий судебных исполнителей.
Закон устанавливает заявительный принцип возбуждения исполнительного производства, который до этого содержался в нормах Хозяйственного процессуального кодекса. Норма предполагает обязательное наличие заявления взыскателя для начала процедуры принудительного исполнения. Исключение – документы по административным и уголовным делам, которые и впредь суды будут непосредственно направлять в органы принудительного исполнения без участия взыскателя.
К новеллам законодательства можно отнести право предъявлять исполнительный документ по месту получения дохода должника, которое появится у взыскателей.
При этом оговариваются не только права, но и обязанности сторон исполнительного производства. Так, чтобы избежать необоснованных жалоб на действия судебных исполнителей с целью затягивания процесса исполнения, сторонам вменяется в обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о полном либо частичном исполнении исполнительного документа, об изменениях своего местонахождения (жительства), являться по вызову судебного исполнителя, если это требуется для процедуры принудительного исполнения. Должник обязан предоставлять сведения об имуществе и денежных средствах – таким образом в Законе нашли отражение своеобразные декларации, которые уже работают в стране с 2014 года, сообщил Андрей Авдеев.
Последствия неисполнения данных обязанностей содержаться в нормах Кодекса об административных правонарушениях и влекут существенные штрафы, а также возможность ареста.
Предусмотрено также возложение на взыскателя расходов за необоснованное предъявление документа или инициирование необоснованных действий, которые повлекли данные расходы.
Полномочия судебных исполнителей и компетенция суда
Кроме того, с целью расширения компетенций для борьбы с коррупцией судебные исполнители наделяются полномочиями выносить:
постановления, являющиеся исполнительными документами, которые могут предъявляться в банки и иные организации для принудительного исполнения;
постановления о приводе и объявлении в розыск через органы внутренних дел;
постановления о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства должника.
Им также дается право получать информацию, содержащую банковскую и иную охраняемую законом тайну, с использованием информационных технологий.
Во многом полномочия «принудительного характера», распространявшиеся ранее только на физических лиц – должников по исполнительному производству получат распространение и на руководителей юридических лиц в той мере, в какой это необходимо для принудительного исполнения.
Закон определяет компетенцию суда – соответствующие корректировки внесены в нормы Хозяйственного и Гражданского процессуального кодексов. Так, в компетенции суда остались: выдача исполнительных документов и их дубликатов, рассмотрение вопроса о повороте исполнения судебного постановления, восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа, рассмотрение ходатайств об отсрочке и жалоб на постановления руководителей органов принудительного исполнения по результатам рассмотрения жалоб на действия судебных исполнителей, разъяснение исполнительных документов.
А также принятие исключительных мер в виде:
ограничения выезда из Республики Беларусь, причем в отношении не только должника-гражданина, индивидуального предпринимателя, но и руководителей юридического лица (например, руководителя, главного бухгалтера) – соответствующие изменения внесены в Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;
ограничения права управления механическими транспортными средствами, моторными, маломерными судами;
ограничения в посещении игорных заведений.
Подходы к оценке и реализации имущества
Законом регламентировано понятие экономической нецелесообразности реализации имущества. Когда затраты на оценку и реализацию имущества превышают его стоимость, судебный исполнитель будет обязан предложить взыскателю принять это имущество в счет погашения задолженности без проведения процедуры его реализации. Если взыскатель отказывается, с имущества снимается арест и на него обращение взыскания не производится.
Претерпели изменения подходы к порядку оценки арестованного имущества. Предусмотрено обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов имущества, например недвижимости.
Изменены подходы к реализации имущества. Чтобы сделать более прозрачными действия судебного исполнителя, предполагается реализация отдельных видов имущества с торгов (в том числе электронных) и иными способами, предусмотренными Законом.
Законодательно установлен единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями. В первую очередь средства будут пропорционально распределяться в отношении социально значимых взысканий (алиментные обязательства, расходы на содержание детей, затраченные государством), сохранен календарный принцип распределения средств по иным категориям исполнительных производств.
Не изменяется размер принудительного сбора по имущественным взысканиям, который взыскивается с должника после возбуждения принудительного производства, – 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества. Однако изменяются подходы по его взысканию. В настоящее время существует зависимость взыскания сбора от совершенных судебным исполнителем действий, напомнил Андрей Авдеев. В Законе же предусмотрено обязательное взыскание сбора в случае истечения добровольного срока на принудительное исполнение. При этом должники могут запросить продление данного срока, поскольку норма нацелена на стимулирование добровольного исполнения требований исполнительных документов.
Информационные технологии в исполнительном производстве
В новом Законе предусмотрена возможность использования электронного документооборота в исполнительном производстве. Будет также создан банк данных исполнительных производств. Который, как пояснил заместитель Министра, «позволит не только обеспечить контроль за исполнением документов, но и предоставит возможность сторонам получать сведения об исполнительных производствах». Ранее у субъектов хозяйствования уже было востребовано получение сведений о наличии задолженностей у будущего контрагента через реестр должников по исполнительным производствам на сайте Министерства юстиции.
В будущем планируется также создать на портале Министерства юстиции либо отдельном сайте органов принудительного исполнения личный кабинет стороны исполнительного производства – таким образом, ознакомиться со всем ходом исполнительного производства можно будет удаленно и без помощи судебного исполнителя.
Кроме упомянутых изменений и дополнений законодательства, целый ряд изменений вносится также в другие законодательные акты, которые унифицируют подходы и согласовывают привнесенные Законом новеллы с ранее действующими редакциями этих нормативных правовых актов.
«Новый Закон в первую очередь направлен на создание условий добровольного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. [Документ] оптимизирует деятельность судебных исполнителей и взаимодействие со взыскателями и должниками, позволит снизить затраты, связанные с исполнительным производством», – констатирует Андрей Авдеев.

Судебным исполнителем сможет стать даже студент
В Законе «О судебных исполнителях» отражены правовой статус судебных исполнителей, правовая основа их деятельности, порядок взаимодействия с государственными органами, а также требования к лицу, назначаемому судебным исполнителем.
Чтобы стать судебным исполнителем, требуется владеть государственными языками, иметь среднее специальное или высшее юридическое образование, но могут на эту должность назначить и студента юридической специальности. Гражданин республики, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Министерством юстиции, может быть назначен на должность судебного исполнителя только в исключительных случаях.
Оговорены в новом Законе также права и обязанности судебных исполнителей, гарантии их правовой и социальной защиты, ответственность судебных исполнителей и контроль за их деятельностью.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

 

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Звоните: +375 44 723-50-37
+375 29 508-23-45
+375 29 649-90-95

или ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ


БУДЕМ РАДЫ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ!

 


Контакты

Телефон для консультаций:

+375 44 723-50-37
+375 29 508-23-45
+375 29 649-90-95

E-mail: info-greizlegatoriy@yandex.ru