+375 (17) 343-39-00
+375 (44) 723-50-37
+375 (29) 508-23-45

Законопроект, направленный на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения в бизнесе, принят депутатами в первом чтении

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», направленный на либерализацию административной ответственности за нарушения в бизнесе, улучшение инвестиционного климата и развитие деловой инициативы в стране, в первом чтении приняли депутаты Палаты представителей.

Законопроект носит системный характер, затрагивает широкий спектр вопросов ответственности в различных областях и в целом ориентирован на:
совершенствование административного законодательства с учетом практики правоприменения;
согласование Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях с действующим законодательством;
развитие правовых механизмов, позволяющих реально обеспечить соразмерность ответственности тяжести содеянного;
оптимизацию административного процесса, устранение излишней зарегулированности принятия решений по незначительным проступкам.
Как отметил в своем выступлении перед депутатами директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов, при подготовке законопроекта было рассмотрено более 400 предложений 26 государственных органов и иных организаций, использованы материалы рабочей группы по усовершенствованию ответственности в сфере предпринимательства, созданной Министерством экономики по поручению Правительства. Проект дорабатывался по результатам общественных обсуждений и круглых столов, совещаний представителей госорганов и бизнес-сообществ. Более 100 корректировок существующего законодательства связаны с оптимизацией мер ответственности, индивидуализации наказаний.
Законопроект содержит ряд положений, направленных на комплексную либерализацию административной ответственности за нарушения, связанные с ведением бизнеса, и обеспечение соразмерности наказания характеру деяний и степени причинения вреда.
«С одной стороны, закон должен обеспечить экономическую безопасность государства и порядок в сфере предпринимательства, с другой стороны, меры ответственности не должны приводить к банкротству предприятий и сдерживанию деловой инициативы», – подчеркнул Вадим Ипатов.
Так, снижаются штрафы по 45 составам административных правонарушений. Расширяется возможность применения альтернативной штрафу меры в виде предупреждения – вводится в 21 норму об ответственности. На данный момент санкции ряда норм завышены и не позволяют принять справедливое решение с учетом всех обстоятельств правонарушения и порой ставят предприятия на грань банкротства, отметил директор НЦЗПИ.
Существенно сокращается сфера применения конфискации имущества – это один из наиболее наболевших и критикуемых бизнесом вопросов. «Такой подход в современных условиях не оправдан ни с правовой, ни с экономической точек зрения, – убежден Вадим Ипатов. – Вместо конфискации более оправдано было бы подвергнуть нарушителя соразмерному штрафу и дать ему возможность вовлечь имущество в легальный оборот с уплатой соответствующих налогов».
Законопроект закрепляет концептуальный подход – обязательная конфискация сохраняется только в отношении запрещенных к свободному обороту вещей: экстремистских материалов, недоброкачественной продукции, фальсификата и т.п. В отношении остальных товаров обязательная конфискация заменяется альтернативной либо штрафом в процентном отношении к стоимости предмета правонарушения. Устанавливается и возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы.
В целом в законопроекте в 14 нормах конфискация заменяется штрафом, максимальный размер которого составит 10–50 % от стоимости предмета правонарушения. В 7 нормах обязательная конфискация заменяется альтернативной, т.е. будет применяться по усмотрению суда. В 4 нормах устанавливается возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы. Обращение в доход государства предметов правонарушения при не установлении правонарушителя будет применяться только в отношении запрещенных к обороту предметов и контрабанды.
«Размеры штрафов продуманы таким образом, чтобы совершать правонарушения было экономически невыгодно, они сопоставимы с размерами подлежащих к уплате налогов, то есть за сокрытие товаров от налогообложения нарушитель заплатит государству в два раза больше, чем добросовестный предприниматель», – пояснил Вадим Ипатов.
Закрепляются условия привлечения субъектов хозяйствования к административной ответственности. За совершение административных правонарушений в экономической сфере субъект хозяйствования будет привлекаться к административной ответственности только при наличии обстоятельств (в законопроекте есть их конкретный перечень), свидетельствующих о существенном характере причиненного вреда. Речь идет о причинении вреда жизни или здоровью населения, значительных размерах (свыше 40 базовых величин) имущественного вреда, незаконного дохода, стоимости предметов правонарушения, сумм сделок и хозяйственных операций, совершенных с нарушением законодательства. При отсутствии такого вреда ответственности будет подлежать только виновный работник, а не одновременно и работник, и субъект хозяйствования, как это предусмотрено действующими нормами кодексов.
Расширяется перечень оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений.
Также исключается ряд не востребованных практикой, а также не соответствующих экономическим реалиям формальных составов административных правонарушений (всего 19 составов).
«Реализация этих положений будет способствовать улучшению инвестиционного климата, развитию деловой активности в нашей стране», – считает директор НЦЗПИ.
Поддержал его в мнении о важности законопроекта и Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. «Надо принять этот законопроект во втором чтении на нынешней сессии – осталось чуть больше месяца», – поторопил он депутатов, отметив, что внести какие-то изменения и дополнения можно будет и на новой сессии весной 2018 года, а сейчас лучше не затягивать принятие законопроекта, поскольку это плохо скажется на белорусском бизнесе.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь 

 

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Звоните: +375 (17) 343-39-00
+375 (44) 723-50-37
+375 (29) 508-23-45

или ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ


БУДЕМ РАДЫ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВАШИ ВОПРОСЫ!

 


Контакты

Телефон для консультаций:

+375 (17) 343-39-00
+375 (44) 723-50-37
+375 (29) 508-23-45

E-mail: info-greizlegatoriy@yandex.ru